Автопортреты художниц, Биографии женщин с картин

«Автопортрет между Музыкой и Живописью» Ангелика Кауфман

Автопортрет между Музыкой и Живописью (Ангелика Кауфман, 1794)

Прекрасная юная девушка в белом платье между двумя аллегорическими фигурами, представляющими Музыку и Живопись – такой изобразила себя швейцарская художница Ангелика Кауфман. Сюжет был для художницы очень жизненным и отражал её реальные переживания – в своё время она отправилась по пути, в который звала Живопись, а на зов Музыки пришлось ответить отказом.

Ангелика Кауфман родилась 30 октября 1741 года в семье австрийского художника Йоганна Йозефа Кауфмана. Девочка была очень одарённой: самостоятельно изучила английский, французский, немецкий и итальянский языки, прекрасно рисовала и пела. Двенадцатилетней девочкой она уже сама писала портреты на заказ. Конечно, Ангелика не могла разорваться и заниматься всем сразу, наступил момент, когда пришлось выбирать, какое занятие сделать основным. Сама Ангелика сомневалась, и выбор определил отец: карьеру певицы он счёл не вполне пристойной для дочери, и она стала художницей.

В 1753 году, когда Анжелике было тринадцать лет, умерла её мать. Тогда они с отцом поехали в Италию, где Ангелика училась живописи, а отец устанавливал полезные связи. В 1766 году двадцатипятилетнюю Анжелику с отцом приглашают переехать в Англию, где Кауфманы проживут около пятнадцати лет. Ангелику приняли в Королевскую академию искусств в Лондоне, она общалась с представителями высшего света. В Англии Ангелика познакомилась с художником Джошуа Рейнольдсом. Точно об их отношениях ничего неизвестно, но предполагают, что Рейнольдс был безответно влюблен в Ангелику, а она относилась к нему просто как к другу. В его записной книжке Ангелика была записана как «мисс Ангел».

В Лондоне с Ангеликой произошло очень неприятное событие, сильно омрачившее её жизнь: она стала жертвой обманщика, выдававшего себя за графа Фредерика де Хорна. «Граф» красиво ухаживал за девушкой, скупал её картины, восхищался её красотой и талантом, и в конце концов сделал ей предложение руки и сердца, которое она приняла. Вскоре после свадьбы выяснилось, что новоиспечённый супруг Ангелики – не граф, а брачный аферист. Есть предположение, что вся ситуация с «графом» была подстроена отвергнутым влюблённым Джошуа Рейнольдсом, который подговорил знакомого молодого человека на ложь, посулив выгодный брак, а после свадьбы раскрыл обман. Брак расторгли, но Ангелику случившееся серьёзно травмировало. После этого случая она замкнулась в себе, старалась не общаться с незнакомыми людьми и полностью посвятила себя живописи.

Художница писала портреты, исторические и мифологические сюжеты в стиле неоклассицизма. Кроме того, она занималась оформлением интерьеров, придумывала узоры для росписи посуды.

В 1841 году, в сорокалетнем возрасте, Ангелика снова вышла замуж. На этот раз жениха выбрал отец – он счёл подходящей партией для дочери венецианского художника Антонио Зуччи. Супруги не любили друг друга, но брак был выгоден им обоим. Вместе они поселились в Риме, где принимали у себя многих представителей европейской интеллектуальной элиты того времени. В частности, тёплая дружба связывала Ангелику с Иоганном Вольфгангом Гёте.

Ангелика Кауфман умерла в Риме в 1807 году. Похороны художницы были обставлены очень пышно, за гробом даже несли её лучшие картины, как когда-то на похоронах Рафаэля.

Вам также может понравиться...