Данте Габриэль Россетти с самого рождения был связан со своим тёзкой, знаменитым итальянским поэтом эпохи Возрождения. Отец художника очень любил творчество Данте Алигьери, поэтому и назвал сына в честь поэта. В семье Россетти был своего рода культ Данте Алигьери – родители художника познакомились и сблизились благодаря общей любви к его поэзии, эту любовь они передавали и детям.
Когда умерла жена Россетти Элизабет Сиддал, художник в память о ней пишет её портрет в образе Беатриче – возлюбленной Данте Алигьери, воспетой поэтом в сборнике стихов «Новая жизнь». Художник тяжело переживал смерть жены и работал над её портретом, чтобы выплеснуть душевную боль. Работа продолжалась целых шесть лет – с 1864 по 1870 годы, и получила название Beata Beatrix («Блаженная Беатриче»).
Героиня картины изображена в момент перехода в мир иной: её глаза закрыты, а птица, держащая в клюве увядший цветок, символизирует пришедшую смерть. На заднем плане видны две фигуры: ангел любви в ярко-красных одеждах, держащий в руках пылающее сердце, и тёмная фигура – мужчина, потерявший возлюбленную. Вокруг ангела любви разливается тонкое золотистое сияние, а фигура мужчины остаётся в тени. Этот образ отсылает к «Новой жизни» Данте Алигьери: в одном из стихотворений герою снится, что ангел перед смертью Беатриче даёт ей съесть пылающее сердце поэта.
Фигура мужчины изображена с книгой в руке. Возможно, Россетти так вспоминает о рукописи своих стихов, похороненной вместе с умершей Элизабет. В 1869 году Россетти добъётся разрешения на то, чтобы потревожить могилу усопшей и достать оттуда рукопись. Безумная идея художника осуществилась – он ещё раз увидел покойную жену и сам вытащил рукопись, которая впоследствии была опубликована и имела большой успех.
Также на заднем плане картины виден необычный предмет, похожий на плавник акулы – это солнечные часы, символизирующие неумолимый ход времени. Часы показывают девять – символическое число в стихах Данте Алигьери.
Данте Габриель Россетти, комментируя картину в одном из писем, подчёркивал, что он изображал не смерть как таковую, а момент вознесения Беатриче с земли на небо. Любовь художника к жене не закончилась с её смертью, наоборот, стала более чистой и духовной, как любовь Данте Алигьери к Беатриче.