Образ Марии Магдалины вдохновлял многих художников: многогранная личность святой позволяла воплотить самые разные сюжеты. Особенно это касается западноевропейской живописи: характерное для католической традиции слияние образов Марии Магдалины с другими евангельскими женщинами давало художникам большой выбор тем для картин.
Точных сведений о жизненном пути Марии Магдалины у историков нет. Детали её биографии отличаются в католической и православной традициях. По версии католиков, Мария Магдалина до встречи с Иисусом была блудницей, на этом строится её образ раскаявшейся грешницы, вдохновивший множество живописцев. Православная традиция отрицает эту версию. Мария Магдалина была одержима бесами, об этом сказано в Евангелии от Луки. Одержимостью в те времена могли называть эпилепсию или психическое расстройство. Состояние «одержимости» было мучительным и для самого человека, и для окружающих.
Где и когда встретились Иисус и Мария Магдалина, точно неизвестно. Вероятнее всего, Иисус проповедовал в Магдале, где жила Мария, а она пришла послушать Его проповедь. В итоге произошло чудо – Иисус исцелил Марию от одержимости, избавив её от невыносимых страданий. После этого она последовала за Иисусом, странствуя вместе с Ним по местам, где Он проповедовал, всей душой восхищаясь Им и Его учением. Мария Магдалина присутствовала при распятии Иисуса в Иерусалиме, была в числе женщин, пришедших в пещеру, где Он был погребён, и узнала новость о Его воскресении. Она первой увидела воскресшего Иисуса.
После воскресения Иисуса Мария Магдалина посвятила свою жизнь распространению Его учения. Согласно православным (византийским) источникам, она проповедовала в Эфесе и Риме, согласно католическим источникам – на территории современной Франции. По католическим преданиям, в старости Мария Магдалина стала отшельницей и последние тридцать лет прожила в пустыне, оплакивая свои грехи.
Можно выделить четыре основных сюжета картин с изображением Марии Магдалины:
1. Портреты.
2. Мария Магдалина и Иисус.
3. Кающаяся Мария Магдалина.
4. Вознесение Марии Магдалины ангелами на небеса.
По каждому сюжету написано множество картин, далее мы их подробнее рассмотрим.
Одно из самых ранних живописных изображений Марии Магдалины называется «Чтение Магдалины». Это сохранившийся фрагмент большого алтарного панно, выполненного в 1435-1438 годах нидерландским живописцем Рогиром ван дер Вейденом.
В 1452 году художник выполнил еще один портрет Марии Магдалины для триптиха Брака. Эту работу заказала ему вдова Жана Брака, потерявшая мужа спустя всего два годы после свадьбы.
Портрет Марии Магдалины кисти нидерландского художника Яна ван Скорела называют «Северной Моной Лизой». Мария на портрете одета в нарядное платье, на корсаже которого вышита надпись на иврите, которая гласит: «И я буду почитать Его до конца своих дней». Сосуд с миром в руках святой украшен чеканкой. Справа от Марии можно увидеть дерево, вырастающее из сломанного ствола, что символизирует раскаяние грешницы и обретённую ею новую жизнь во Христе.
Венецианский художник Карло Кривелли изображает Марию Магдалину с готическом стиле с элементами феодально-рыцарской культуры. Мария Магдалина изображена в богатом наряде, с золотым алавастром (сосудом для благовоний) в руке.
Итальянский живописец Пьетро Перуджино изобразил Марию Магдалину на темном фоне и без сосуда с миром. Определить, что на портрете изображена Магдалина, можно по надписи на её платье. Моделью для создания картины была жена художника, которую живописец очень любил.
Другой художник итальянского Возрождения – Пьеро ди Козимо – представил Марию Магдалину в образе красивой рыжеволосой девушки, читающей Библию. Можно предположить, что она сидит у окна, так как свет падает на книгу, а за спиной девушки темно.
Флорентийский живописец эпохи барокко Карло Дольчи был знаменит своей набожностью. Отличительной чертой стиля Дольчи была тщательная прорисовка мелких деталей, поэтому работа над каждым полотном занимала у художника много времени.
Мария Магдалина была одной из любимых святых Карло Дольчи. Художник изображал ей неоднократно. У Магдалины Карло Дольчи всегда тонкие черты лица, изящные руки. Его портреты представляют святую хрупкой, беззащитной девушкой.
Итальянский живописец эпохи Возрождения Джованни Джироламо Савольдо изобразил Марию Магдалину в тот момент, когда она пришла ко гробу распятого Иисуса. Святая одета в золотистую накидку, с собой она принесла сосуд с миром, чтобы умастить тело Иисуса. Интересный момент в картине – Мария стоит спиной ко входу в пещеру, но свет на неё падает спереди, из пещеры. Так художник показал божественный свет, льющийся в месте воскресения Иисуса.
Образ Марии Магдалины был интересен и художникам братства прерафаэлитов. Они придавали святой, как и другим женским персонажам своих картин, черты загадочности, отрешённости от земной суеты и погруженности в тайный мистический мир.
Фредерик Сэндис изобразил святую рыжеволосой девушкой с тонкими чертами лица, одетой в красную накидку с растительным узором.
Картины, на которых Мария Магдалина появляется вместе с Иисусом, можно разделить на две большие группы в зависимости от сюжета:
1. Распятие Иисуса.
2. Явление воскресшего Иисуса Марии Магдалине.
В сцене распятия Мария Магдалина всегда изображается у подножия креста, оплакивающая погибающего Учителя. Иногда она находится у креста одна, иногда вместе с другими женщинами.
Итальянский художник XVI века Лука Синьорелли изобразил у подножия креста только Марию Магдалину, сделав основной темой картины её отношение к Иисусу и переживание ею потери. Женщина одной рукой тянется к кресту, другую простирает в сторону, как бы спрашивая: «Как же так?» Её лицо не печально, а скорее выражает непонимание, как будто она ещё не успела до конца осознать происходящее. У основания креста лежит череп со змеёй, напоминая о бренности всего земного. На заднем плане картины изображены сцены, связанные с распятием – покаяние апостола Петра, снятие тела Иисуса с креста и перенос его в гробницу.
Другой живописец итальянского Возрождения Пьер Франческо Сакки изображает у креста трёх Марий – мать Иисуса, Марию Магдалину и ещё одну последовательницу Иисуса. С ними оплакивают Христа апостол Иоанн и донатор – заказчик картины (такая практика была распространена в эпоху Возрождения). Мария Магдалина находится ближе всех, даже обнимает крест рукой, прикасаясь к струящейся крови Иисуса.
Мартино Альтомонте пишет «Распятие с Марией Магдалиной» в тёмных тонах, подчеркивая ужас произошедшего. На картине нет других учеников и последователей Христа, только Мария Магдалина: художник показывает распятие Иисуса как её личную тяжёлую утрату. В этом отношении полотно можно сравнить с «Распятием с Марией Магдалиной» другого художника, Франческо Айеца.
Тем не менее, у этих картин есть существенное отличие. У Айеца ярче выражена полоса света на заднем плане, символизирующая будущее воскресение Иисуса. Соответственно, Мария Магдалина на его полотне выглядит не печальной, а умиротворённой, она не просто надеется на грядущее воскресение, но нисколько не сомневается в нём, знает наверняка, что утрата её не окончательна.
Мария Магдалина первой увидела воскресшего Иисуса. Распятие происходило в пятницу, а в субботу по иудейскому закону нельзя было ничего делать. В воскресенье Мария затемно идёт ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его тело миром, сделать для Него, уже погибшего, ещё что-то, встретиться с Ним в последний раз. Придя к месту погребения, Мария обнаруживает, что гроб пуст. Она бежит сообщить об этом апостолу Петру и другому ученику, те приходят на место погребения и затем снова возвращаются к себе, Мария же остаётся у гроба и плачет. И тогда происходит чудо: Мария видит живого Иисуса.
Сначала она не узнаёт Его и принимает за садовника, но Иисус обращается к ней: «Мария!» — и тогда она понимает, что случилось то, о чём Учитель предупреждал апостолов заранее — Он воскрес из мёртвых. Магдалина тянется к Иисусу, но Он останавливает её, говоря: «Не прикасайся ко Мне». Сюжет этой встречи Иисуса и Марии Магдалины полон как эмоционального, так и символического значения, поэтому он послужил источником вдохновения для множества художников.
Как Магдалина могла не узнать Иисуса и принять Его за садовника, она ведь так Его любила и провела с Ним так много времени? Почему Иисус её отталкивает? Ответ на эти вопросы – Иисус после воскресения стал не таким, каким был при жизни, Он уже не обычный человек, и люди больше не могут общаться с Ним так, как общаются друг с другом. Отныне люди смогут обратиться к Нему через веру и молитву.
Картины европейских художников, посвящённые явлению Христа Марии Магдалине, часто называются «Не прикасайся ко Мне» (лат. “Noli Me Tangere”). Иисус на многих картинах изображён с лопатой или мотыгой (из-за того, что Мария Магдалина приняла Его за садовника).
Широко известна картина русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине».
Художник сделал акцент на отстранённости Иисуса, его божественности, на том, что после воскресения Он уже не подобен обычному человеку. Это подчёркнуто и положениями фигур (тянущаяся к Учителю Мария и отстраняющий её Иисус), и цветовым контрастом – красное платье Марии и белоснежные одежды Христа.
Французский художник Карл ван Лоо, напротив, показывает Иисуса очень человечным. Христос сам тянется к Марии, как будто хочет её благословить, но какая-то невидимая сила не даёт Марии прикоснуться к Нему.
Таким же человечным увидел Иисуса Бартоломеус Спрангер. Христос не его картине не отталкивает Марию и не спешит от неё уйти, напротив, Он стоит очень близко к ней и терпеливо объясняет ей произошедшие изменения. Видно, что их разговор очень тёплый и доверительный.
Ещё одним вдохновляющим сюжетом для художников было католическое предание об отшельничестве Марии Магдалины в пустыне, где святая прожила много лет, сокрушаясь о прошлых грехах.
Итальянский мастер Микеланджело Меризи да Караваджо, стиль которого представлял собой нечто среднее между барокко и реализмом, написал картину «Кающаяся Мария Магдалина» в 1594-1595 годах. На тот момент изображение религиозного сюжета в такой реалистичной форме было новаторским и даже немного шокирующим. Магдалина одета в современную художнику женскую одежду. Рядом с ней рассыпанные драгоценности, потерявшие для неё смысл, и традиционный для этой святой атрибут – сосуд с миром.
Кающаяся Магдалина кисти Доменико Фетти держит в руках череп и вглядывается в него. Так символически отображаются раздумья женщины о неизбежности смерти. Лежащая под рукой у святой Библия символизирует обретённое знание о Боге.
Испанский художник Хосе де Рибера изобразил Марию Магдалину в тёмной пещере, с которой контрастирует голубое небо на заднем плане. Рядом с Марией, в правом нижнем углу картины, стоит сосуд с миром и лежит хлыст для самобичевания. Красный цвет накидки, занимающий большую часть переднего плана, напоминает о жертвенной крови Христа, пролитой Им для искупления человеческих грехов. Картина наполнена сочувствием к кающейся грешнице, терзающейся чувством вины за ошибки прошлого.
Кающаяся Магдалина Гвидо Рени смотрит на небо, откуда на неё льётся луч света. Женщина как будто разговаривает со Спасителем. Картина оставляет светлое впечатление, напоминая, что Иисус прощает раскаявшихся грешников.
Полотно французского художника Филиппа де Шампеня «Кающаяся Магдалина», наоборот, достаточно мрачное. Художник находился под влиянием строгого религиозного течения, строившегося на утверждении, что человек настолько испорчен по своей природе, что не может стать добродетельным по своей воле, поэтому должен неустанно молить Бога о прощении грехов, даровании благодати и спасении души. В состоянии исступлённой, отчаянной молитвы о спасении души находится и героиня картины.
Совсем другое настроение у картины Жоржа де Латура «Мария Магдалина с дымящейся свечой». Здесь женщина полна смирения, она помнит о своих ошибках, но осознаёт, что на всё воля Божия, что эти ошибки были частью той дороги, которая привела её к Иисусу и к спасению.
«Кающаяся Мария Магдалина» Шарля Лебрена интересна своим колоритом. Белое платье Марии символизирует стремление к чистоте, очищению души. На плечах Марии две накидки – синяя и красная. Синий цвет на картинах старых мастеров обозначает божественное, высшие силы. Красный напоминает о жертве Иисуса, о пролитой им ради спасения людей крови. Эти накидки – самые яркие цветовые пятна на картине.
Испанский художник Хуан Корреа в картине «Обращение Марии Магдалины» использует интересный приём. Картина делится на две части. В левой части Мария изображена в комнате, в правой – в гроте в саду. В комнате разбросаны украшения – Мария осознала бессмысленность материальных радостей. Жемчужины на полу символизируют слёзы раскаяния. В гроте Магдалина держит в руках распятие, рядом с ней череп и книга. И комнату, и грот можно рассматривать как символы внутреннего мира героини картины, только между ними есть огромная разница. Комната – замкнутое пространство, а грот – часть прекрасного сада. Героиня картины осознала, что её внутренний мир – часть прекрасной Вселенной, задуманной Господом.
Сведения о жизни Марии Магдалины после воскресения Христа можно скорее рассматривать как легенды, чем как реальную историю. В Средние века в Западной Европе была очень популярна книга «Золотая легенда», написанная монахом доминиканского ордена Иаковом Ворагинским в 1260 году. Эта книга представляла собой жития святых и легенды о них, изложенные в занимательной форме. В качестве источников информации автор «Золотой легенды» использовал как канонические, так и апокрифические тексты, а также тексты других средневековых авторов и устные рассказы. Из вариантов жизнеописаний святых автор выбирал наиболее интересные, не гонясь за достоверностью. Он и сам делает в тексте оговорки типа: «Об этом мы читаем в одной повести, по-видимому, не вполне достоверной». Одним из интересных моментов в книге является рассказ о вознесении Марии Магдалины, сюжет которого так же вдохновлял художников, как и другие моменты из биографии святой.
Описывая период отшельничества Марии Магдалины в пустыне, автор «Золотой легенды» говорит, что ангелы несколько раз в сутки возносили её на небо, где она слушала музыку небес, и эта духовная пища заменяла ей телесную. Так пишет Иаков Ворагинский: «Наш Искупитель положил ей насыщаться не земными плодами, но небесной трапезой. Ежедневно, в каждый из семи канонических часов, ангелы возносили её над землёй, и она телесным слухом внимала дивным созвучиям ангельского пения. Ежедневно святая Мария насыщалась сладчайшими яствами, и когда ангелы возвращали её в обитель, больше не нуждалась в телесной пище».
Так прошло тридцать лет. Однажды в пустыне появился священник, которому Мария рассказала, кто она, и попросила найти своего давнего друга Максимина, который был епископом Эфеса, и передать ему, чтобы на следующий год в Пасхальное утро он пришел в свой храм раньше всех, и тогда он увидит её в окружении сонма ангелов. Так всё и случилось, и на этом, согласно «Золотой легенде», окончилась земная жизнь святой Марии Магдалины.