Марфа Апраксина прожила в браке с царём Фёдором III Алексеевичем всего 71 день. Семнадцатилетнюю дочь одного из придворных выдали замуж за недавно овдовевшего молодого царя в середине февраля 1682 года, а в конце апреля государь скончался от цинги. Ему было всего двадцать лет. Марфа пережила супруга на 33 года и до конца своих дней хранила ему верность.
Сохранилось несколько портретов Марфы Апраксиной. Один из них представляет собой парсуну – портрет, выполненный в традициях иконописи.
Парсуна была выполнена одним из мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, его имя неизвестно. Мастер, выполнявший парсуну, не стремился достоверно отобразить внешность человека или передать его характер, но уделял большое внимание изображению всех атрибутов, соответствующих статусу портретируемого. Марфа Матвеевна изображена в богато украшенной одежде, в руках она держит сложенный веер. Историки моды отмечают, что такое положение веера говорит о добром расположении духа.
Картина овальной формы, на которой Марфа Апраксина изображена с маленькой собачкой, выполнена также неизвестным художником, возможно, иностранцем, работавшим при дворе.
Ещё один портрет, созданный уже в XVIII веке, представляет собой производную от овального портрета: те же поза, наряд, собачка на руках, но краски ярче, черты лица тоньше, красивый пейзаж вместо тёмного фона.
Кардинально отличается портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, выполненный в более позднее время, в период её долгого вдовства. На портрете мы видим женщину в тёмной одежде, со строгим выражением лица. До конца своих дней Марфа Матвеевна Апраксина вела набожную и добродетельную жизнь. Пётр I относился ко вдове брата с уважением, щедро обеспечивал её и даже перевёз из Москвы в новую столицу — Петербург, где она проживала в собственном особняке до самой своей кончины в конце 1716 года. Несмотря на то, что при жизни Марфа Апраксина строго соблюдала все старинные русские традиции, Пётр именно на её погребении запретил старинную традицию причитаний над гробом.