В 1783 году французская королева Мария-Антуанетта в основном проводила время во дворце Трианон, где не соблюдались строгие правила официального двора, а королева могла чувствовать себя настоящей хозяйкой. Никто не мог попасть в Трианон без её приглашения, даже сам король. Трианон окружали прекрасные цветущие сады. Неподалёку был построен небольшой театр, в нём ставились пьесы, которые сочиняла сама Мария-Антуанетта. Роли наивных пастушек в этих спектаклях играла сама королева. Рядом с Трианоном была построена деревушка с молочной фермой, где Мария-Антуанетта могла представить себя простой крестьянкой – подоить корову, собрать ягоды. В эти счастливые для королевы годы и был написан знаменитый портрет с розой кисти придворной художницы Элизабет Виже-Лебрен.
Сначала художница изобразила Марию-Антуанетту в сорочке, сшитой легендарной королевской модисткой Розой Бертен. Картина была написана специально для престижной выставки – Парижского салона, и была там выставлена, но произвела скандальное впечатление. Общество посчитало, что изображение королевы Франции в сорочке – это верх неприличия, и картину убрали с выставки.
Элизабет Виже-Лебрен срочно взялась за новый портрет и успела его закончить до окончания Парижского салона. На новом портрете Мария-Антуанетта изображена очень похоже, но одета так, как положено королеве – в шёлковое платье цвета морской волны, богато украшенное кружевами. Шёлковое платье для портрета было выбрано не случайно – королева поддерживала лионских ткачей, поставлявших во дворец шёлковую ткань. Сейчас портрет Марии-Антуанетты с розой находится в Версальском дворце.