Автопортреты художниц, Биографии женщин с картин

Сюзанна Валадон

Автопортрет Сюзанны Валадон (1898)

Сюзанна Валадон оставила большой след во французской живописи эпохи импрессионизма. Её путь в изобразительном искусстве начался с работы натурщицей – Сюзанна Валадон смотрит на нас со многих работ Ренуара, Тулуз-Лотрека, де Шаванна. Позируя великим художникам, Сюзанна перенимала у них секреты мастерства, но при этом стала самобытной художницей, создавшей собственный неповторимый стиль.

Мари-Клементин Валад (настоящее имя Сюзанны Валадон) родилась в 1865 году. Её мать работала прачкой и не была замужем. В 11 лет девочка начала работать – была прачкой, швеёй, няней, продавщицей овощей на рынке, официанткой в дешёвой забегаловке, работницей на фабрике по изготовлению похоронных венков. В 15 лет Мари-Клементин нашла работу мечты – ей удалось устроиться цирковой акробаткой. К сожалению, цирковая карьера прервалась в самом начале – девушка упала с трапеции, получила травму и больше выступать не могла.

К тому времени мать Мари-Кленментин открыла свою прачечную, и дочь стала работать с ней – разносить выстиранное бельё клиентам. Одним из клиентов оказался художник Пьер Пюви де Шаванн. Он обратил внимание на выразительную внешность девушки и позвал её позировать ему. Вскоре её заметили и другие художники – Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек. Тулуз-Лотрек и назвал её Сюзанной, намекая на библейский миф о Сюзанне и старцах. Он же первым узнал тайну девушки – она сама рисует, но тайно, никому не показывая свои работы. Тулуз-Лотрек представил её и её рисунки Эдгару Дега, который долго молча их рассматривал и наконец произнёс слова признания: «Вы – наша». Дега стал первым, кто приобрёл картину Сюзанны и даже повесил её у себя в спальне. Он многому научил начинающую художницу, помог ей в продвижении её работ, познакомил с известными коллекционерами живописи. До самой смерти Дега они оставались близкими друзьями.

Сюзанна рисовала портреты, пейзажи, натюрморты. Для её работ характерны чёткие линии, сочетание тёмных и ярких цветов. Художница была против изображения идеальной женщины вместо реальной, против изображения приукрашенной внешности модели вместо её истинного характера. Её женские портреты призваны не услаждать мужские взоры, а выражать чувства женщин.

Сидящая молодая женщина (Сюзанна Валадон, 1930)

Сюзанна Валадон прожила насыщенную и сложную жизнь. Она была замужем за обеспеченным деловым человеком, но развелась с ним, влюбившись в двадцатитрёхлетнего приятеля своего сына. Сын Сюзанны Морис тоже стал художником, но с ранней юности страдал алкоголизмом в тяжёлой форме. Сюзанна, её молодой муж и сын жили вместе, и на Монмартре их называли «проклятая троица» — семья славилась громкими скандалами и буйным поведением. Пьяный шум художница сваливала на своего рыжего кота Рамину, который, кстати, запечатлён на многих её картинах.

Кот Рамину, сидящий на драпировке (Сюзанна Валадон, 1920)

Несмотря на залихватский образ жизни, к живописи Сюзанна относилась очень серьёзно. Одну картину она могла писать десять лет. Она прекратила заниматься живописью, когда поняла, что уже самореализовалась как художница, а заниматься самоповторением ей не хотелось. «Мне было, что сказать, и я сказала, что хотела», — говорила художница.

Вам также может понравиться...