Сюзанна Валадон оставила большой след во французской живописи эпохи импрессионизма. Её путь в изобразительном искусстве начался с работы натурщицей – Сюзанна Валадон смотрит на нас со многих работ Ренуара, Тулуз-Лотрека, де Шаванна. Позируя великим художникам, Сюзанна перенимала у них секреты мастерства, но при этом стала самобытной художницей, создавшей собственный неповторимый стиль.
Мари-Клементин Валад (настоящее имя Сюзанны Валадон) родилась в 1865 году. Её мать работала прачкой и не была замужем. В 11 лет девочка начала работать – была прачкой, швеёй, няней, продавщицей овощей на рынке, официанткой в дешёвой забегаловке, работницей на фабрике по изготовлению похоронных венков. В 15 лет Мари-Клементин нашла работу мечты – ей удалось устроиться цирковой акробаткой. К сожалению, цирковая карьера прервалась в самом начале – девушка упала с трапеции, получила травму и больше выступать не могла.
К тому времени мать Мари-Кленментин открыла свою прачечную, и дочь стала работать с ней – разносить выстиранное бельё клиентам. Одним из клиентов оказался художник Пьер Пюви де Шаванн. Он обратил внимание на выразительную внешность девушки и позвал её позировать ему. Вскоре её заметили и другие художники – Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек. Тулуз-Лотрек и назвал её Сюзанной, намекая на библейский миф о Сюзанне и старцах. Он же первым узнал тайну девушки – она сама рисует, но тайно, никому не показывая свои работы. Тулуз-Лотрек представил её и её рисунки Эдгару Дега, который долго молча их рассматривал и наконец произнёс слова признания: «Вы – наша». Дега стал первым, кто приобрёл картину Сюзанны и даже повесил её у себя в спальне. Он многому научил начинающую художницу, помог ей в продвижении её работ, познакомил с известными коллекционерами живописи. До самой смерти Дега они оставались близкими друзьями.
Сюзанна рисовала портреты, пейзажи, натюрморты. Для её работ характерны чёткие линии, сочетание тёмных и ярких цветов. Художница была против изображения идеальной женщины вместо реальной, против изображения приукрашенной внешности модели вместо её истинного характера. Её женские портреты призваны не услаждать мужские взоры, а выражать чувства женщин.
Сюзанна Валадон прожила насыщенную и сложную жизнь. Она была замужем за обеспеченным деловым человеком, но развелась с ним, влюбившись в двадцатитрёхлетнего приятеля своего сына. Сын Сюзанны Морис тоже стал художником, но с ранней юности страдал алкоголизмом в тяжёлой форме. Сюзанна, её молодой муж и сын жили вместе, и на Монмартре их называли «проклятая троица» — семья славилась громкими скандалами и буйным поведением. Пьяный шум художница сваливала на своего рыжего кота Рамину, который, кстати, запечатлён на многих её картинах.
Несмотря на залихватский образ жизни, к живописи Сюзанна относилась очень серьёзно. Одну картину она могла писать десять лет. Она прекратила заниматься живописью, когда поняла, что уже самореализовалась как художница, а заниматься самоповторением ей не хотелось. «Мне было, что сказать, и я сказала, что хотела», — говорила художница.