Героини мифов, сказок и легенд, Женщины в картинах передвижников, Русские красавицы в картинах

«Три царевны подземного царства» Виктор Васнецов

Три царевны подземного царства (Виктор Васнецов, 1881)

Картину «Три царевны подземного царства» Виктор Васнецов писал по заказу Саввы Мамонтова. За три года до этого Мамонтов построил Донецкую железную дорогу, и картина должна была украсить кабинет правления. Царевны подземного царства символизировали богатство недр Донецкого края.

Основой сюжета картины послужила русская народная сказка «Три царства – медное, серебряное и золотое». Царицу похищает Ворон Воронович и уносит её в своё подземное царство. Царь посылает троих сыновей на поиски матери. Только младшему из братьев, Ивану, удаётся спуститься в подземное царство, где он встречает медную, серебряную и золотую царевен, которые помогают ему спасти мать. В благодарность он забирает царевен с собой, собираясь жениться на одной из них, а двух других выдать замуж за своих старших братьев. Но старшие братья, желая присвоить себе заслуги младшего, забирают царевен, а самому Ивану обрезают верёвку, чтобы он не смог выбраться из подземного царства. Через полгода Ивану-царевичу с помощью волшебных сил всё-таки удаётся выйти на свет Божий, и тогда он узнаёт, что медная и серебряная царевны замужем за его братьями, а на золотую царевну положил глаз сам царь, то есть его отец. Царица, спасённая из плена Ворона Вороновича, погибла у себя дома от руки мужа – царь приказал отрубить ей голову, чтобы жениться на золотой царевне. Золотая царевна всеми способами препятствует нежеланному браку, в итоге царь, пытаясь помолодеть, сваривается в кипящем молоке, а золотая царевна выходит замуж за Ивана.

Васнецову нужно было связать сюжет картины с богатством недр Донбасса, поэтому непосредственно из сказки он оставил только одну героиню – золотую царевну. Серебряную царевну он заменил царевной драгоценных камней, а медную – царевной каменного угля. Золотую царевну и царевну драгоценных камней художник изобразил в древнерусских нарядах, а каменноугольную царевну – в платье модного на момент написания картины фасона. Кроме того, царевна каменного угля значительно младше своих сестёр. Этими деталями Васнецов подчеркнул, что за новыми полезными ископаемыми – будущее России.

Правление железной дороги посчитало «Трёх царевен» слишком сказочными для своего кабинета и неуместными в деловой обстановке. Картину приобрёл брать Саввы Мамонтова Анатолий. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Вам также может понравиться...